Разработка КСОДД, ПКРТИ и КСОТ предполагает изучение транспортной подвижности населения в регионе. Данные можно получить с помощью автоматизированных систем машинного зрения или от пользователей транспортной инфраструктуры – посредством анкетирования.
Главная задача анкеты – узнать ответ на вопросы:
Чтобы результаты были показательны, необходимо собрать порядка 3-5 тысяч анкет. И проверить их качество! К сожалению, многие респонденты дают не совсем логичные, а порой даже противоречивые ответы, которые могут привести нас к неверным выводам в ходе исследования.
Команда «Дорнадзор» использует различные форматы опросов, поэтому мы попробовали обобщить преимущества и недостатки каждого из них:
Проводятся в местах притяжения людей в различные временные интервалы.
Преимущества: широкий охват и относительная дешевизна.
Недостатки: сложно контролировать качество ответов, результаты необходимо тщательно проверять на логику.
Проводится посредством обзвона по базе жителей региона.
Преимущества: репрезентативность полученных данных, на выходе есть записи разговоров, что позволяет контролировать качество результатов.
Недостатки: высокая стоимость, низкий процент отклика (5-10% от всей базы).
Современный и технологичный формат. Позволяет получить ответы от экономически активной части населения посредством размещения записей с опросом в местных сообществах, на ресурсах городских администраций.
Преимущества: быстрый и недорогой способ анкетирования.
Недостатки: требуется проверка качества ответов.
Мы знаем, что многие специалисты отрасли с опасением относятся к получению информации посредством интернет-опросов, ссылаясь на нерепрезентативность результатов из-за молодого возраста респондентов. Но наша практика показывает, что основная аудитория участников опросов в интернете – люди в возрасте от 25 до 45 лет – то есть экономически активное население, которое часто пользуется возможностями транспортной инфраструктуры:
Споры о том, какой из вышеперечисленных методов дает самую достоверную информацию, не утихнут никогда. Все специалисты опираются на свой личный опыт в конкретных проектах.
А наша практика показывает, что самым выигрышным решением будет применение не одного, а сразу нескольких методов анкетирования. Разумеется, учитывая специфику региона, задачи и условия работы.