Унифицированные показатели проектирования парковочного пространства на городских улицах

Автор статьи: Анна Крылова, руководитель проектов ООО «Дорнадзор».

Наша компания за последние годы выполнила проекты организации парковочных пространств для многих регионов. В силу накопленного опыта мы с уверенностью можем сказать, что есть определенные параметры, на которые необходимо обращать внимание в каждом таком проекте, они становятся “отправными точками” при проектировании. О таких показателях и не только в данной статье пойдет речь.

Ширина парковочного места

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют документы, устанавливающих нормы для парковочных мест. Первый - это СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов», согласно которому продольные парковки следует устраивать в виде парковочных полос шириной не менее 2,2 м. При этом область применения СП 396.1325800.2018 распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов, а также на капитальный ремонт.

Источник изображения «Фотобанк Лори»

Второй и основной регламентирующий документ - это ГОСТ Р 52289-2019 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает правила применения ТСОДД на автомобильных дорогах общего пользования. В нем сказано, что парковочного места обозначаются дорожной разметкой 1.7 при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части не менее 2,5 м, что в определенном смысле противоречит СП 396.1325800.2018. 

В условиях исторической застройки разница в 30 см играет очень важную роль.  Сейчас все ПОДД согласовываются и принимаются на основании ГОСТ 52289-2019, включенного в перечень по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 года  №2438-р. 

Если бы применение СП было допустимо не в только в рамках реконструкции, но и на существующей улично-дорожной сети, то работа проектировщиков значительно бы упростилась. При этом, необходимо учитывать, что ширина полосы движения должна быть не менее 3 м. 

Например, на улице с односторонним движением шириной 5,5 м есть возможность и организовать парковочное место, и позволить осуществлять движение по полосе. Но если ширина улицы составляет меньше, чем  5,2 м, то единственным вариантом будет запрет парковки. Спроектировать парковочные места в таком случае невозможно по причине несоответствия параметрам ГОСТ и нормативно-правовой документации. 

Так, имеет смысл разбить дороги на категории и определять параметры парковочных мест для каждой в отдельности. Например, на магистралях парковок вообще быть не должно, на внутригородских - ширина парковочного месте не менее 2,5 м. А на дорогах среди жилой застройки с ограничением скорости не более 40 км/ч, где не осуществляется движение общественного транспорта и где оставляют автомобили местные жители, эта ширина может быть и 2,25 м. 

Стоит отметить, что на параметры парковочных мест для транспортных средств, управляемых инвалидами, данные предложения не распространяются. Как по причине того, что маломобильные группы населения испытывают сложности при маневрировании транспортным средством, так и потому, что выгружение коляски или оборудования требует дополнительного пространства

Ширина полосы движения

Помимо ширины парковочного места, следует обратить внимание и на ширину полос движения. Например, в настоящий момент в Санкт-Петербурге дорога делится на две половины, проводится осевая линия разметки, после чего выделяются полосы движения.

При введение скорости до 30 км/ч на внутриквартальных территориях следовало бы регламентировать ширину полосы в 2,75 м. Это отличается от текущего норматива в 3 м, однако при менее вальяжном поведении водителей такого размера будет достаточно. При более широких полосах - например, в 5 м, автомобилисты начинают играть в “шашечки”, когда движение происходит не параллельно друг другу, а с небольшим опережением. Это, в свою очередь, повышает риск возникновения ДТП из-за того, что водитель отстающей машины может не увидеть пешеходов. Яркий пример - НПП через Дворцовую наб. в створе с Мошковым пер.

На дорогах и улицах, где ограничение составляет 50 км/ч, следует оставить ширину полосы 3,25 м. 

Источник изображения «Фотобанк Лори»

Для общественного транспорта в настоящий момент должна быть прописана выделенная полоса в 3,75-4 м. По этому вопросу, конечно, необходимо общаться с профильными специалистами - ведь есть троллейбусы, у которых оборудование не позволяет объехать ДТП или отъехать в случае поломки.

Сегодня получили широкое распространение (как минимум, в Санкт-Петербурге) так называемые «карманы» для парковки под углом. Такой способ является не самым лучшим. При подобном устройстве парковки на ней поместится больше машин, однако в ходе заезда и выезда водители и другие участники движения испытывают больше нервной атмосферы. Параллельная парковка в таких «карманах» была бы уместней. 

В Санкт-Петербурге, с учетом исторической кривизны города, ширина таких парковочных карманов не достигает и 1,7 м. А на Лиговском проспекте она и вовсе составляет лишь 1,3 м, что, естественно, вводит нас, как проектировщиков, в заблуждение. Неясно, какую парковку стоит предусмотреть, потому что при парковке под углом на Лиговском проспекте будет усечена полоса движения, которая там нужна для обеспечения необходимой пропускной способности. Сейчас на этом проспекте реализована схема с параллельной парковкой в «карманах».

Визуальное разграничение различных типов дорог

Хорошим визуальным обозначением разных типов дорог является разнообразное мощение. Для проезжей части - асфальт, для тротуаров - плитка, набивные дорожки - в парках. Разнообразное мощение помогает людям не только визуально определять тип дороги, но и тактильно, ногами, чувствовать это. 

В Санкт-Петербурге этот метод не сильно развит, но кажется, что это вопрос времени. Опыт применения тактильной плитки есть на Караванной улице, где парковочные места выделены гранитной плиткой. В европейских странах парковочные места и места, в которых предусмотрено ограничение скорости, выделяются плиткой другого цвета. 

Реализация такого подхода требует большого капиталовложения на начальном этапе, однако в дальнейшем позволяет экономить на отсутствии необходимости нанесения дорожной разметки и длительной эксплуатации.

 

Видимость переходов

Безопасные переходы - это, конечно, на сегодня не такая наболевшая тема. Компания «Дорнадзор», например, при вводе платной парковки максимально старалась обеспечить необходимый пятиметровый метраж для обзора пешеходов (п. 12.4 ПДД РФ), переходящих проезжую часть. Такой подход поможет снизить уровень аварийности и повысить безопасность всех участников дорожного движения. 

При этом, с 1 мая 2023 года вступил в действие  ГОСТ Р 70716-2023 “ "Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования”, в котором прописаны требования по треугольникам видимости. Для условий “пешеход-транспорт” размеры сторон прямоугольного треугольника для дорог должны быть при скорости движения транспортных средств 60 и 90 км/ч, соответственно, 7х85 и 10x175 м для улиц при скорости движения транспортных средств 25 и 40 км/ч - не менее 8x40 и 10x50 м.

И тут возникает вопрос - п. 12.4 ПДД РФ указывает, что остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними, а треугольник видимости должен составлять 10 м. 

Источник изображения «Фотобанк Лори»

Пешеходные переходы без искусственных неровностей, без световой индикация не должны располагаться на дорогах общего пользования с тремя и более полосами. Еще больший ужас вызывают широкие нерегулируемые пешеходные переходы - это серьезная опасность при пересечении проезжей части. На наш взгляд, подобные решения вообще не уместны в рамках ОДД.

 

Цвет и исполнение элементов инфраструктуры

Конечно к унифицированным показателям сложно отнести этот пункт, но мы считаем важно это отметить. 

Цвет элементов городской среды также является очень важным фактором. В Санкт-Петербурге с окружающей застройкой отлично гармонирует черный, который используется для декоративных опор освещения или дорожных стоек в центральной планировочной зоне. 

Сами опоры изготавливаются из чугуна, так как просто покрасить оцинкованные стойки в черный цвет - плохая затея, при этом сама конструкция и крепления являются достаточно тяжелыми и монументальными, однако в условиях тех ветровых нагрузок, которые бывают в нашем городе - это лучшее решение.

В европейских странах - например, Финляндии и Испании - дорожные стойки выглядят как чугунные палки с отверстиями, в которые вставлены соответствующие знаки. Это выглядит легче и не требуется дополнительных кронштейнов. Кстати, и в Санкт-Петербурге были замечены подобные опоры на ул. Жуковского.

 

Заключение

Для того, чтобы всем хватило места для комфортного и безопасного передвижения, необходимо думать не только о том, куда поставить свое транспортное средство, но и о том, будет ли удобно пешеходам. Иными словами - думать надо о создании комфортной инфраструктуры для всех участников дорожного движения.

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. ПС, дом 5

Заказать обратный звонок

Оставьте ваше имя и номер телефона, мы вам перезвоним

Контакты:

Информация:

Телефон и почта

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru

Адрес

197198, Санкт-Петербург,  
Малый пр. ПС, дом 5

Мы в соцсетях

searchenvelopephone-handset
ООО «Дорнадзор»
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram