Для этих целей нами был разработан модуль интеграции с базой данных Госавтоинспекции, который обрабатывает данные по ДТП – с координатной привязкой, информацией об условиях совершения, участниках и последствиях. В состав модуля входит NoSQL база данных, информация из которой загружается в сетевую геоинформационную систему (Веб-ГИС). Веб-ГИС позволяет проводить топографический анализ в различном масштабе, а его атрибутивная информация – качественный и количественный анализ ДТП. В настоящей статье будет продемонстрирована возможность использования этих инструментов для интерпретации статистических данных по Российской Федерации за 2015—2018 годы.
Между числом транспортных средств и количеством ДТП наблюдается прямая зависимость. Соответственно, плотность населения влияет на вероятность совершения аварии. Для определения отношения числа происшествий к числу жителей в Веб-ГИС были интегрированы данные с участковых избирательных комиссий [5]]. Пространственный анализ показал возрастание вероятности ДТП на одно транспортное средство на территориях с более низкой плотностью населения. Всего вне населённых пунктов произошло 28% происшествий.
Самые распространённые типы ДТП – это столкновения (42%) и наезды на пешеходов (30%). На опрокидывание и наезд на препятствие приходится по 8% случаев, а на остальные типы по 3-4%. Такое распределение сохраняется на протяжении последних 4 лет. Выявление факторов, влияющих на риск возникновения ДТП позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить причины происшествий. Эффективные меры по снижению числа и тяжести аварий могут быть на всех уровнях – от того что дорожный рабочий надевает светоотражающую жилетку при работе на автодороге до установки систем обеспечения активной и пассивной безопасности автомобиля.
ДТП происходят по многим причинам, среди которых есть как технические, так и человеческий фактор. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или из-за технической неисправности автомобиля. Существуют также суточные, недельные и годовые колебания аварийности. Они определяются главным образом интенсивностью движения.
Основная причина ДТП в России – это поведение водителей (63% случаев). Среди их основных нарушений: нарушение правил проезда перекрестков (20%); превышение скорости, в том числе несоответствие скорости условиям (18%); выезд на встречную полосу (11%) и нарушения на пешеходных переходах (10%). В 13% случаев причиной является поведение пешехода. Остальные 25% приходятся на технические факторы.
Формированию участков концентрации ДТП способствуют: низкий технический уровень дороги, неудовлетворительное эксплуатационное состояние либо недостаточное содержание. Транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети является сопутствующим фактором более чем в трети всех происшествий. Для отдельных типов ДТП этот уровень еще выше — 48% наездов на пешеходов, 38% наездов на велосипедистов и на препятствие. Учитывая абсолютные значения числа пострадавших, необходимо уделять особое внимание обустройству пешеходных переходов и иных мест повышенного риска.
В распределении ДТП по значению автодорог 47% происшествий с пострадавшими приходится на местные дороги, а 29% на региональные. С учётом их общей протяжённости, показатели по числу аварий на 1000 км близки – 205 и 224 соответственно. Автодороги федерального значения, на которых происходит 21% ДТП, выделяются – 1583 происшествий на 1000 км. Кроме того, на них приходится более трети всех погибших. С учётом финансирования федеральных трасс, этот показатель особенно привлекает внимание: на 3,5% самых обустроенных автодорог приходится 35% погибших в ДТП.
Превышение удельной аварийности в 8 раз и смертности в 10 раз объясняется более высокой интенсивностью движения, которая нивелирует лучшее содержание дорог. Удельный вес таких типов ДТП как «опрокидывание» и «съезд с дороги» на федеральных трассах на 60% ниже чем на региональных и местных, что косвенно подтверждает их более качественное обустройство. Необходимо производить реконструкцию наиболее загруженных участков, разделять встречные потоки, ведь именно столкновения являются причиной гибели в 60% случаев.
Водители со стажем от 1 до 11 лет попадают в наибольшее количество ДТП с пострадавшими. Это вызвано не отсутствием опыта, а двумя другими факторами: демографическими особенностями и ростом автомобилизации. Первый состоит в том что 10-12 лет назад права начали получать представители самого многочисленного поколения второй половины 1980х гг. Именно они сегодня составляют значительную долю водителей. Второй определяется резким увеличением автопарка в середине нулевых годов. Для водителей со стажем до 20 лет пострадавших меньше в полтора-два раза, а в самой опытной когорте – от 21 года – число аварий плавно снижается вместе с количеством водителей.
ДТП практически всегда происходят по вине их участников. Повышение уровня содержания и обустройства автодороги провоцирует водителей на увеличение скорости и другие нарушения, что увеличивает риск происшествий. Необходимо развивать автодорожную сеть и одновременно воздействовать на поведение участников дорожного движения, в том числе адекватно регулировать скоростной режим, чтобы у водителя сложилось доверие к вводимым ограничениям. В перспективе внедрение беспилотных автомобилей сократит влияние человеческого фактора, а значит число и тяжесть дорожных происшествий уменьшится. В ожидании этих перемен желаем всем доброго пути!