Возвращение к вопросам развития трамвайной сети может быть результатом стремления городов к созданию более устойчивых, доступных и приятных для проживания мест для своих жителей. Важно уделить внимание моделированию транспортной сети и рассматривать развитие трамваев в комплексе всей сети, тогда можно будет говорить о трамвайном ренессансе.
Трамвайная сеть в Санкт-Петербурге имеет богатую историю, отражающую развитие города и его общественного транспорта на протяжении многих лет. Первая лошадиная трамвайная линия в городе была открыта в 1863 году, она соединяла Сенную площадь с Троицким мостом. В те времена трамваи были основным общественным транспортом.
В конце 19 века, с развитием электрификации, начали появляться электрические трамваи. Первая электрическая линия была открыта в 1907 году и соединяла Александринскую площадь (площадь Островского) со Смольным. В первые десятилетия 20 века трамвайная сеть активно развивалась: открывались новые линии, а существующие расширялись. Трамваи стали неотъемлемой частью городского пейзажа.
Во время Великой Отечественной войны трамвайная сеть сильно пострадала. Многие линии были разрушены, а трамваи использовались для эвакуации и транспортировки материалов. После войны трамвайная сеть была восстановлена, а затем и модернизирована. В 1960-1970-е годы в городе начали активно развиваться метрополитен и автобусные маршруты, что привело к постепенному сокращению трамвайных линий.
В настоящее время трамвайная сеть в Санкт-Петербурге охватывает несколько районов города. Она продолжает функционировать, хотя в последние десятилетия, к сожалению, наблюдается тенденция к сокращению числа линий в пользу других видов общественного транспорта.
Трамвайная сеть города сегодня разобщена и не столь эффективна, как могла бы быть. При этом, в момент закрытия станций метрополитена на необходимые ремонтные работы, именно создание приоритетных и обособленных условий для движения трамвае позволяют оценить важность, значимость и удобство данного вида общественного транспорта.
Трамвай обладает рядом преимуществ перед другими видами общественного транспорта. Вот некоторые из них:
Степень выбросов углекислого газа на пассажиро-километр разными транспортными средствами [1]
Обособление трамвайных путей, приоритет движения на перекрестках со светофорным регулированием, введение запрета остановки и стоянки транспортных средств там, где транспортное средство может создать помехи в движении трамваев, создание безопасных посадочных платформ - это необходимость и действительно важный аспект в развитии данного вида транспорта. Для этого потребуется соответствующая инфраструктура и финансирование, но преимущества могут оправдать затраты на его реализацию в городах, где трамвай играет важную роль в общественном транспорте.
Что касается Петербурга - “Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года” утверждает широкий набор мер по развитию транспортной инфраструктуры города, включая и строительства трамвайной сети.
Однако, конкретные детали развития трамвайной сети могут зависеть от определенных условий и потребностей города на момент реализации стратегии. Трамвайная система обычно рассматривается как важный элемент городской инфраструктуры, способствующий снижению загруженности дорог и улучшению доступности общественного транспорта для жителей. Поэтому включение развития трамвайной сети в транспортную стратегию города не было бы удивительным.
Обособление трамвайных путей повышает уровень безопасности как для пассажиров трамваев, так и для других участников дорожного движения. Отдельные трамвайные пути снижают вероятность аварий и столкновений с другими транспортными средствами или пешеходами.
Улучшение условий движения для трамваев через обособление их путей может сделать трамвай более привлекательным средством транспорта для пассажиров, что в конечном итоге может способствовать снижению использования личных автомобилей и уменьшению транспортных проблем в городе.
Страсбург известен своей обширной трамвайной сетью, часть которой обособлена от автомобильного движения. Это позволяет трамваям двигаться свободно и пунктуально, обеспечивая быструю и надежную перевозку пассажиров. Благодаря этой системе город смог значительно снизить транспортные проблемы и улучшить доступность общественного транспорта.
Трамвайная сеть в Цюрихе также впечатляет своей организацией и обособленностью. Трамваи имеют свои собственные полосы, а инфраструктура часто предусматривает уровни дорожного покрытия для автомобилей и трамваев, что улучшает безопасность и плавность движения.
За последние годы Москва проделала огромную работу в развитии и создании условий для движения рельсового вида транспорта.
В Санкт-Петербурге тоже есть примеры успешного обособления трамвайной сети, особенно на некоторых центральных улицах города, таких как Лиговский пр., Московский проспект, а также «Чижик» на пр. Косыгина. Это позволяет трамваям двигаться без пробок и обеспечивает более эффективную перевозку пассажиров. В то же время требуется обратить пристальное внимание не только на обособление трамвайных путей, но и на создание безопасных платформ для посадки и высадки пассажиров.
При подготовке статьи использованы материалы: