Восстановления и обособление трамвайной сети для обеспечения достаточной провозной способности

Автор статьи: Анна Крылова, руководитель проектов ООО «Дорнадзор».

Возвращение к вопросам развития трамвайной сети может быть результатом стремления городов к созданию более устойчивых, доступных и приятных для проживания мест для своих жителей. Важно уделить внимание моделированию транспортной сети и рассматривать развитие трамваев в комплексе всей сети, тогда можно будет говорить о трамвайном ренессансе.  

История трамвайного движения в Санкт-Петербурге - как менялся подход к данному виду транспорта

Трамвайная сеть в Санкт-Петербурге имеет богатую историю, отражающую развитие города и его общественного транспорта на протяжении многих лет. Первая лошадиная трамвайная линия в городе была открыта в 1863 году, она соединяла Сенную площадь с Троицким мостом. В те времена трамваи были основным общественным транспортом. 

В конце 19 века, с развитием электрификации, начали появляться электрические трамваи. Первая электрическая линия была открыта в 1907 году и соединяла Александринскую площадь (площадь Островского) со Смольным. В первые десятилетия 20 века трамвайная сеть активно развивалась: открывались новые линии, а существующие расширялись. Трамваи стали неотъемлемой частью городского пейзажа.

Во время Великой Отечественной войны трамвайная сеть сильно пострадала. Многие линии были разрушены, а трамваи использовались для эвакуации и транспортировки материалов. После войны трамвайная сеть была восстановлена, а затем и модернизирована. В 1960-1970-е годы в городе начали активно развиваться метрополитен и автобусные маршруты, что привело к постепенному сокращению трамвайных линий.

В настоящее время трамвайная сеть в Санкт-Петербурге охватывает несколько районов города. Она продолжает функционировать, хотя в последние десятилетия, к сожалению, наблюдается тенденция к сокращению числа линий в пользу других видов общественного транспорта. 

Трамвайная сеть города сегодня разобщена и не столь эффективна, как могла бы быть. При этом, в момент закрытия станций метрополитена на необходимые ремонтные работы, именно создание приоритетных и обособленных условий для движения трамвае позволяют оценить важность, значимость и удобство данного вида общественного транспорта.

Преимущества трамвая

Трамвай обладает рядом преимуществ перед другими видами общественного транспорта. Вот некоторые из них:

  • Трамваи - экологически чистый вид транспорта. Они не выбрасывают вредные газы в атмосферу и помогают снижать загрязнение окружающей среды.
  • В отличие от автомобилей, трамваи имеют высокую пропускную способность. Одна трамвайная линия может перевозить значительное количество пассажиров (один односекционный трамвай сегодня может вместить в себя около 150 пассажиров), что особенно важно для нашего города, обладающего высокой плотностью населения.

Степень выбросов углекислого газа на пассажиро-километр разными транспортными средствами [1]

  • Трамваи могут быть более эффективными в условиях большого трафика, поскольку они движутся по отдельным полосам или трамвайным путям (на отдельных участках более 60 км/ч). Это позволяет им избегать заторов на дорогах, поэтому обособленные трамвайные линии - ключ к успеху данного вида транспорта.
  • Трамваи часто имеют расписание и регулярные интервалы движения, что делает их надежным средством транспорта.
  • Трамвайная инфраструктура, такая как путевые стрелки и контактные сети, обычно долговечна и стабильна, что уменьшает необходимость в постоянном обновлении и ремонте.
    Хотя стоимость трамвайных систем может варьироваться в зависимости от их размера и сложности. Обычно они требуют значительных инвестиций в инфраструктуру, подвижной состав и техническое обслуживание.

Почему сейчас активно обсуждается тема восстановления и развития трамвайной сети

Обособление трамвайных путей, приоритет движения на перекрестках со светофорным регулированием, введение запрета остановки и стоянки транспортных средств там, где транспортное средство может создать помехи в движении трамваев, создание безопасных посадочных платформ - это необходимость и действительно важный аспект в развитии данного вида транспорта. Для этого потребуется соответствующая инфраструктура и финансирование, но преимущества могут оправдать затраты на его реализацию в городах, где трамвай играет важную роль в общественном транспорте.

Что касается Петербурга - “Стратегия социально-экономического развития  Санкт-Петербурга на период до 2035 года” утверждает широкий набор мер по развитию транспортной инфраструктуры города, включая и строительства трамвайной сети. 

Однако, конкретные детали развития трамвайной сети могут зависеть от определенных условий и потребностей города на момент реализации стратегии. Трамвайная система обычно рассматривается как важный элемент городской инфраструктуры, способствующий снижению загруженности дорог и улучшению доступности общественного транспорта для жителей. Поэтому включение развития трамвайной сети в транспортную стратегию города не было бы удивительным.

Обособление трамвайных путей повышает уровень безопасности как для пассажиров трамваев, так и для других участников дорожного движения. Отдельные трамвайные пути снижают вероятность аварий и столкновений с другими транспортными средствами или пешеходами. 

Улучшение условий движения для трамваев через обособление их путей может сделать трамвай более привлекательным средством транспорта для пассажиров, что в конечном итоге может способствовать снижению использования личных автомобилей и уменьшению транспортных проблем в городе.

Успешные кейсы городов

Страсбург известен своей обширной трамвайной сетью, часть которой обособлена от автомобильного движения. Это позволяет трамваям двигаться свободно и пунктуально, обеспечивая быструю и надежную перевозку пассажиров. Благодаря этой системе город смог значительно снизить транспортные проблемы и улучшить доступность общественного транспорта. 

Трамвайная сеть в Цюрихе также впечатляет своей организацией и обособленностью. Трамваи имеют свои собственные полосы, а инфраструктура часто предусматривает уровни дорожного покрытия для автомобилей и трамваев, что улучшает безопасность и плавность движения.

За последние годы Москва проделала огромную работу в развитии и создании условий для движения рельсового вида транспорта.

В Санкт-Петербурге тоже есть примеры успешного обособления трамвайной сети, особенно на некоторых центральных улицах города, таких как Лиговский пр., Московский проспект, а также «Чижик» на пр. Косыгина. Это позволяет трамваям двигаться без пробок и обеспечивает более эффективную перевозку пассажиров. В то же время требуется обратить пристальное внимание не только на обособление трамвайных путей, но и на создание безопасных платформ для посадки и высадки пассажиров.

 

При подготовке статьи использованы материалы:

  1. European Environment Agency [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eea.europa.eu. 
+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. ПС, дом 5

Заказать обратный звонок

Оставьте ваше имя и номер телефона, мы вам перезвоним

Контакты:

Информация:

Телефон и почта

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru

Адрес

197198, Санкт-Петербург,  
Малый пр. ПС, дом 5

Мы в соцсетях

searchenvelopephone-handset
ООО «Дорнадзор»
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram