Проблема определения границ территорий городских агломераций в России для целей транспортного планирования

Автор статьи: Тимур Гарипов, руководитель проектов ООО «Дорнадзор».

Что такое агломерация и как определяют ее границы в научных работах?

Под городской агломерацией (далее – ГА) понимают «систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной инфраструктурой». Различают моноцентрические (рис. 1), сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, и полицентрические агломерации, имеющие несколько городов-ядер.

Рисунок 1 – Пример моноцентрической агломерации

Долгие годы в российской практике термин городская агломерация использовался в узких кругах как объект научных исследований. Принципы и методы выделения ее границ обширны, в каждом крупном научном труде имеется свой индивидуальный подход к определению. Однако, в той или иной мере имеются фундаментальные пересекающиеся правила делимитации, к которым относятся:

  • выделение границ по временным изохронам (к примеру, 2-ух часовая транспортная доступность до центра ядра агломерации);
  • целостность и неразрывность территории;
  • проведение границ с учетом административно-территориального и муниципального устройства;
  • интенсивные экономические и культурно-бытовые связи (маятниковая миграция как основа фактора).

Национальный проект «Безопасные и качественные дороги»

В конце 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт  приоритетного  проекта  «Безопасные и качественные дороги», основной целью которого является приведение в нормативное состояние дорожной сети 34 городских агломераций в РФ с населением свыше  500 тыс. человек в каждой и снижение в указанных городских агломерациях мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, что дает внушительный импульс для работы над трансформацией транспортных систем территорий городских агломераций на федеральном уровне. На конец 2022 г. в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (далее НП БКД) участвуют 105 городских агломераций.

Основными критериями выделения агломераций под цели НП БКД являются следующие:

- статус города-ядра как административного центра субъекта РФ;

- численность населения свыше 200 тыс. человек;

Помимо всего прочего с 2025 г. планируется учесть еще 51 городскую агломерацию с общей численностью населения от 100 тыс. до 200 тыс. человек.

Как правило, в состав таких городских агломераций входят городской округ, представленный ядром, и группировка нескольких приграничных муниципальных образований вокруг, выступающие в роли территорий-спутников.

С момента начала действия приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» территории и границы городских агломераций начали формироваться в быстром темпе как новые единицы административного устройства без определенной, обоснованной и нормативно утвержденной методики, для которых стала необходимым подготовка документов транспортного планирования. Данный фактор послужил появлению проблем в части научной обоснованности данных границ при разработке настоящих документов.

Проблемы в определении границ ГА в рамках НП БКД.

Первая и одна из самых значимых проблем – это выделение нескольких городских агломераций в границах одной. Самыми яркими примерами из утвержденного списка НП БКД можно выделить Яблоновскую и Краснодарскую городские агломерации (рис. 2), Саратовскую и Энгельскую ГА.

Рисунок 2 – Расположение Яблоновского и Краснодара 

Фактически, это одна агломерация – Краснодарская, представленная городом Краснодаром в виде ядра и спутниками, в число в которых входит город Яблоновский, который граничит с Краснодаром, т.е. находится в непосредственной близости. Причинами такого выделения может служить принадлежность к разным субъектам РФ (Краснодарский край и Республика Адыгея). Однако, агломерации городов федерального значения в России также территориально распространены на как минимум два субъекта РФ (к примеру, Санкт-Петербург и Ленинградская область), что на данный момент не вызывает никаких административных проблем с выделением таких границ. Подобная проблема наблюдается в Саратовской агломерации, где г. Энгельс имеет статус отдельной ГА, в то время как Саратов и Энгельс – это единая транспортная система, разделенная р. Волгой, имеющяя связи в виде двух крупных автомобильных мостов и одного железнодорожного.

К аналогичному спортному моменту относятся Иркутская и Ангарская городские агломерации, которые также на данный момент выделяются раздельно, хотя фактически Ангарск равным образом является городом-спутником Иркутской агломерации, находясь на расстоянии в 38 км между центрами городов и в 45-60 минутной транспортной доступности (рис. 3).

Рисунок 3 – Расположение Иркутска и Ангарска

В данном примере лишь можно поднять спор о том, считается ли данная агломерация моноцентрической или полицентрической, что является предметом другой научной работы. Однако, остается фактом, что эти два города относятся к одной городской агломерации. При том что по НП БКД правильно выделяются другие полицентрические агломерации, такие как: Самарско-Тольяттинская и Старооскольско-Губкинская.

Похожая ситуация наблюдается в Нижегородской городской агломерации, где по НП БКД Дзержинск выделяется ядром отдельной ГА, хотя он находится на расстоянии 32 км (от центра до центра) и в 40-55 минутной транспортной доступности (рис. 4).

Рисунок 4 – Расположение Дзержинска и Нижнего Новгорода

Также, можно выделить Набережно-Челнинскую и Нижнекамскую агломерации в единый состав, города Владикавказ, Назрань и Магас – в одну Владикавказскую, можно подисскутировать об объединении в целую Ростовской, Шахтинской и Таганрогской агломераций, т.к. по некоторым признакам это одна ГА (к примеру, ядра этих агломераций находятся в 60-90 минутной транспортной доступности). 

Игнорирование данной проблемы (в определении границ, состава ГА) привело к разделению целостных взаимосвязанных территорий. В то время как в документах транспортного планирования должны решаться проблемы на связи двух крупных центров в составе одной агломерации (Ангарск – Иркутск, Энгельс – Саратов и т.д.), производится разделение, дробление этих территорий фиктивными границами и поиск мелких решений, как правило, на уровне этого крупного центра (отдельно для Иркутска и отдельно для Ангарска), таким образом, упуская основную суть работы.

С точки зрения экономической эффективности в рамках разработки документов транспортного планирования дешевле обойдется подготовка документов для одной крупной агломерации, нежели проводить разработку документов для двух соседствующих ГА, что отражается в двойном: анализе территории, проведении натурных обследований и подготовке транспортной модели.

Вторая проблема – это выделение в статусе агломераций территорий в действительности таковыми не являющимися. К таким агломерациям были отнесены города не имеющие спутников, т.е. некоторые ГА по перечню НП БКД имеют в составе лишь город-ядро и никаких других крупных населенных мест.

Примерами таких агломераций выступают территории, находящиеся на Крайнем Севере, которые помимо главного города в своей округе не имеют никаких других крупных населенных мест, кроме нескольких деревень с численностью населения не более 500 чел, это: Ханты-Мансийская (рис. 5), Нарьян-Марская, ГА г. Анадырь, Салехардская. Предполагается, что данные агломерации были выделены по принципу наличия статуса города-ядра как административного центра субъекта РФ, чтобы данный регион имел дополнительные возможности при участии в национальном проекте.

Рисунок 5 – город Ханты-Мансийск

Наличие данной проблемы обязывает органы исполнительной власти подготавливать документы транспортного планирования одинаковые по своему составу и сути для территорий агломерации и городского округа, в то время как их границы приблизительно совпадают, т.к. отсутствуют города-спутники, которые в основе своей создают постановку проблем и задач ГА на связи ядро-спутник. 

Третья проблема заключается в разрыве границ агломерации на отдельные, нецельные территории. Как, к примеру, было в рамках разработки документов транспортного планирования Брянской городской агломерации (рис. 6), состав которой был утвержден согласно распоряжению Правительства Брянской области от 19 августа 2019 года № 175-рп «О перечне муниципальных образований, включенных в состав Брянской городской агломерации», где территории Карачевского и Дятковского городских поселений являлись эксклавами по отношению к остальной территории ГА, что в рамках разработки создают трудности для подготовки мероприятий для буферных зон, которые не входят в состав ГА.

Рисунок 6 – Границы Брянской городской агломерации согласно распоряжению Правительства от 19.08.2019 г.

Позднее, в начале декабря 2022 года, состав Брянской ГА был изменен и значительно расширен, имеющийся недочет был устранен, однако, действующие документы транспортного планирования теперь нуждаются в актуализации по новым границам (рис. 7). 

Рисунок 7 - Границы Брянской городской агломерации согласно распоряжению Правительства от 01.12.2022 г.

Четвертая проблема менее явная, однако весьма весомая – неправильное определение предела границ агломерации, связанное с захватом населенных пунктов, которые фактически не относятся к спутникам, либо наоборот – невключение населенных мест, часть жителей которых тесно взаимосвязана с ядром агломерации. Для решения этой проблемы имеется два важных аспекта к разработке, которыми на данный момент не оперирует административный ресурс: 

  • теоретическая база, т.е. определение принципов и методов, по которым происходит отбор городов-спутников (допустим, в течение недели каждый второй житель должен посещать ядро ГА, двухчасовая изохрона транспортной доступности до центра ядра, абсолютные значения по количеству перемещений между ядром и спутником). На данный момент этот вопрос открыт, т.к. в рамках научных исследований нет четких правил, которыми бы пользовались все специалисты, научные сотрудники и т.д.;
  • практическая составляющая, в рамках которой происходит разработка научно-исследовательской работы по определению границ ГА по утвержденной методике (теоретической базе): анкетирование населения потенциальной агломерации (определение зон влияния ядра), анализ обезличенных данных сотовых операторов, проверка сложившейся транспортной системы путем сбор и анализа исходных данных по перемещению населения (в том числе натурные обследования, данные перевозчиков), анализ результатов ранее проведенных научных работ по теме.

Поправки в Градостроительный кодекс РФ

В конце октября 2022 г. Минстроем РФ была активирована процедура по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, основная суть которых это введение: 

  • определения понятия агломерация, под которой понимается совокупность территорий смежных субъектов РФ, муниципальных образований (МО) и (или) их частей, объединенных социальными, трудовыми, экономическими, производственными, рекреационными и транспортными связями;
  • инструментов территориального планирования для агломераций, проектом закона предлагается использовать схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ (для агломераций, находящихся на территории двух и более субъектов РФ) и схемы территориального планирования двух и более МО, а также их содержание, порядок их подготовки, согласования и утверждения. 

При этом утверждение порядка определения границ агломераций будет полномочием органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако, в данных поправках в кодекс отсутствует сама методика, кроме определения термина городской агломерации. Согласно нему очевидно только то, что агломерация может состоять из муниципальных образований и (или) их частей, между тем отсутствуют методика оценки социальных, трудовых, экономических, производственных, рекреационных и транспортных связей. Необходима установка конкретных относительных и абсолютных критериев, по которым будет осуществляться отбор данных МО. К примеру, таковыми могут являться: 

  • не менее 25% численности занятого населения города-спутника (населенного места) должно трудиться в границах ядра ГА;
  • не менее 50% численности населения спутника в течение недели должно совершать целевые передвижения в ядро агломерации.

Транспортные связи могут быть оценены:

  • с помощью анализа абсолютных показателей объема пассажиропотока на сформированной сети пригородных маршрутов общественного транспорта (градация оценки объемов осуществляется в зависимости от размера ядра ГА);
  • при наличии суточной неравномерности, разницы в интенсивности движения транспортных средств в утренний и вечерний часы-пик на вылетных магистралях между ядром и городом-спутником.

Вышеперечисленные показатели возможно определить только путем сбора и анализа исходных данных, собранных методом натурных обследований, социологического опроса, изучения данных сотовых операторов.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует обоснованная, сформулированная методика определения границ городских агломераций в рамках организационной структуры, административного аппарата РФ. Только после ее внедрения возможно (необходимо) инициирование исполнительными органами субъектов РФ разработки научно-исследовательских работ для каждого крупного (возможно, большого – свыше 100 тыс. жителей) города по определению границ территорий городских агломераций для целей последующего транспортного планирования.

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. ПС, дом 5

Заказать обратный звонок

Оставьте ваше имя и номер телефона, мы вам перезвоним
  • United States+1
  • Afghanistan (‫افغانستان‬‎)+93
  • Albania (Shqipëri)+355
  • Algeria (‫الجزائر‬‎)+213
  • American Samoa+1684
  • Andorra+376
  • Angola+244
  • Anguilla+1264
  • Antigua and Barbuda+1268
  • Argentina+54
  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Aruba+297
  • Australia+61
  • Austria (Österreich)+43
  • Azerbaijan (Azərbaycan)+994
  • Bahamas+1242
  • Bahrain (‫البحرين‬‎)+973
  • Bangladesh (বাংলাদেশ)+880
  • Barbados+1246
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Belgium (België)+32
  • Belize+501
  • Benin (Bénin)+229
  • Bermuda+1441
  • Bhutan (འབྲུག)+975
  • Bolivia+591
  • Bosnia and Herzegovina (Босна и Херцеговина)+387
  • Botswana+267
  • Brazil (Brasil)+55
  • British Indian Ocean Territory+246
  • British Virgin Islands+1284
  • Brunei+673
  • Bulgaria (България)+359
  • Burkina Faso+226
  • Burundi (Uburundi)+257
  • Cambodia (កម្ពុជា)+855
  • Cameroon (Cameroun)+237
  • Canada+1
  • Cape Verde (Kabu Verdi)+238
  • Caribbean Netherlands+599
  • Cayman Islands+1345
  • Central African Republic (République centrafricaine)+236
  • Chad (Tchad)+235
  • Chile+56
  • China (中国)+86
  • Christmas Island+61
  • Cocos (Keeling) Islands+61
  • Colombia+57
  • Comoros (‫جزر القمر‬‎)+269
  • Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)+243
  • Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)+242
  • Cook Islands+682
  • Costa Rica+506
  • Côte d’Ivoire+225
  • Croatia (Hrvatska)+385
  • Cuba+53
  • Curaçao+599
  • Cyprus (Κύπρος)+357
  • Czech Republic (Česká republika)+420
  • Denmark (Danmark)+45
  • Djibouti+253
  • Dominica+1767
  • Dominican Republic (República Dominicana)+1
  • Ecuador+593
  • Egypt (‫مصر‬‎)+20
  • El Salvador+503
  • Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)+240
  • Eritrea+291
  • Estonia (Eesti)+372
  • Ethiopia+251
  • Falkland Islands (Islas Malvinas)+500
  • Faroe Islands (Føroyar)+298
  • Fiji+679
  • Finland (Suomi)+358
  • France+33
  • French Guiana (Guyane française)+594
  • French Polynesia (Polynésie française)+689
  • Gabon+241
  • Gambia+220
  • Georgia (საქართველო)+995
  • Germany (Deutschland)+49
  • Ghana (Gaana)+233
  • Gibraltar+350
  • Greece (Ελλάδα)+30
  • Greenland (Kalaallit Nunaat)+299
  • Grenada+1473
  • Guadeloupe+590
  • Guam+1671
  • Guatemala+502
  • Guernsey+44
  • Guinea (Guinée)+224
  • Guinea-Bissau (Guiné Bissau)+245
  • Guyana+592
  • Haiti+509
  • Honduras+504
  • Hong Kong (香港)+852
  • Hungary (Magyarország)+36
  • Iceland (Ísland)+354
  • India (भारत)+91
  • Indonesia+62
  • Iran (‫ایران‬‎)+98
  • Iraq (‫العراق‬‎)+964
  • Ireland+353
  • Isle of Man+44
  • Israel (‫ישראל‬‎)+972
  • Italy (Italia)+39
  • Jamaica+1876
  • Japan (日本)+81
  • Jersey+44
  • Jordan (‫الأردن‬‎)+962
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kenya+254
  • Kiribati+686
  • Kosovo+383
  • Kuwait (‫الكويت‬‎)+965
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Laos (ລາວ)+856
  • Latvia (Latvija)+371
  • Lebanon (‫لبنان‬‎)+961
  • Lesotho+266
  • Liberia+231
  • Libya (‫ليبيا‬‎)+218
  • Liechtenstein+423
  • Lithuania (Lietuva)+370
  • Luxembourg+352
  • Macau (澳門)+853
  • Macedonia (FYROM) (Македонија)+389
  • Madagascar (Madagasikara)+261
  • Malawi+265
  • Malaysia+60
  • Maldives+960
  • Mali+223
  • Malta+356
  • Marshall Islands+692
  • Martinique+596
  • Mauritania (‫موريتانيا‬‎)+222
  • Mauritius (Moris)+230
  • Mayotte+262
  • Mexico (México)+52
  • Micronesia+691
  • Moldova (Republica Moldova)+373
  • Monaco+377
  • Mongolia (Монгол)+976
  • Montenegro (Crna Gora)+382
  • Montserrat+1664
  • Morocco (‫المغرب‬‎)+212
  • Mozambique (Moçambique)+258
  • Myanmar (Burma) (မြန်မာ)+95
  • Namibia (Namibië)+264
  • Nauru+674
  • Nepal (नेपाल)+977
  • Netherlands (Nederland)+31
  • New Caledonia (Nouvelle-Calédonie)+687
  • New Zealand+64
  • Nicaragua+505
  • Niger (Nijar)+227
  • Nigeria+234
  • Niue+683
  • Norfolk Island+672
  • North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)+850
  • Northern Mariana Islands+1670
  • Norway (Norge)+47
  • Oman (‫عُمان‬‎)+968
  • Pakistan (‫پاکستان‬‎)+92
  • Palau+680
  • Palestine (‫فلسطين‬‎)+970
  • Panama (Panamá)+507
  • Papua New Guinea+675
  • Paraguay+595
  • Peru (Perú)+51
  • Philippines+63
  • Poland (Polska)+48
  • Portugal+351
  • Puerto Rico+1
  • Qatar (‫قطر‬‎)+974
  • Réunion (La Réunion)+262
  • Romania (România)+40
  • Russia (Россия)+7
  • Rwanda+250
  • Saint Barthélemy (Saint-Barthélemy)+590
  • Saint Helena+290
  • Saint Kitts and Nevis+1869
  • Saint Lucia+1758
  • Saint Martin (Saint-Martin (partie française))+590
  • Saint Pierre and Miquelon (Saint-Pierre-et-Miquelon)+508
  • Saint Vincent and the Grenadines+1784
  • Samoa+685
  • San Marino+378
  • São Tomé and Príncipe (São Tomé e Príncipe)+239
  • Saudi Arabia (‫المملكة العربية السعودية‬‎)+966
  • Senegal (Sénégal)+221
  • Serbia (Србија)+381
  • Seychelles+248
  • Sierra Leone+232
  • Singapore+65
  • Sint Maarten+1721
  • Slovakia (Slovensko)+421
  • Slovenia (Slovenija)+386
  • Solomon Islands+677
  • Somalia (Soomaaliya)+252
  • South Africa+27
  • South Korea (대한민국)+82
  • South Sudan (‫جنوب السودان‬‎)+211
  • Spain (España)+34
  • Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)+94
  • Sudan (‫السودان‬‎)+249
  • Suriname+597
  • Svalbard and Jan Mayen+47
  • Swaziland+268
  • Sweden (Sverige)+46
  • Switzerland (Schweiz)+41
  • Syria (‫سوريا‬‎)+963
  • Taiwan (台灣)+886
  • Tajikistan+992
  • Tanzania+255
  • Thailand (ไทย)+66
  • Timor-Leste+670
  • Togo+228
  • Tokelau+690
  • Tonga+676
  • Trinidad and Tobago+1868
  • Tunisia (‫تونس‬‎)+216
  • Turkey (Türkiye)+90
  • Turkmenistan+993
  • Turks and Caicos Islands+1649
  • Tuvalu+688
  • U.S. Virgin Islands+1340
  • Uganda+256
  • Ukraine (Україна)+380
  • United Arab Emirates (‫الإمارات العربية المتحدة‬‎)+971
  • United Kingdom+44
  • United States+1
  • Uruguay+598
  • Uzbekistan (Oʻzbekiston)+998
  • Vanuatu+678
  • Vatican City (Città del Vaticano)+39
  • Venezuela+58
  • Vietnam (Việt Nam)+84
  • Wallis and Futuna+681
  • Western Sahara (‫الصحراء الغربية‬‎)+212
  • Yemen (‫اليمن‬‎)+967
  • Zambia+260
  • Zimbabwe+263
  • Åland Islands+358

Контакты:

Информация:

Телефон и почта

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru

Адрес

197198, Санкт-Петербург,  
Малый пр. ПС, дом 5

Мы в соцсетях

searchenvelopephone-handset
EN
ООО «Дорнадзор»
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram

Дорнадзор на связи, чем мы можем Вам помочь?

15:09