ПОДД: нормативно-правовая база 

Автор статьи: Анна Крылова, руководитель проектов ООО «Дорнадзор».

Несмотря на многолетнюю работу в транспортной сфере, необходимо постоянно актуализировать свои знания, повторять основы, акцентировать внимание на нововведениях и, безусловно, перенимать положительный опыт коллег.

Недавно мы реализовали пилотный проект - провели серию лекций по подготовке и реализации ПОДД для профильных специалистов организации, выступающей заказчиком данной услуги. Коллеги направили нам интересующие их темы, на основе которых был составлен рабочий план и подготовлены соответствующие презентации. 

Тематика вопросов касалась нормативно-правовой базы, подготовки и разработки технического задания, а также теории и практического разбора ПОДД. Мы подготовили серию лонгридов, в которых будем постепенно раскрывать обозначенные темы.

И для начала стоит подробнее остановиться на вопросах законодательного регулирования разработки проектов организации дорожного движения.

Почему ПОДД должен быть разработан?

Любые мероприятия по ОДД (установка знаков, нанесение разметки и пр.) могут быть реализованы только на основании документации по организации дорожного движения, т.е. КСОДД и (или) ПОДД. Более того, они являются обязательными для исполнения, а применение ТСОДД, не предусмотренных документацией по ОДД, недопустимо.

Существуют три основных документа, которые регулируют процесс разработки ПОДД, это:

  1. 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  2. 196-ФЗ «О Безопасности дорожного движения»;
  3. Приказ Министерства транспорта РФ № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».

Далее рассмотрим подробнее важные положения каждого из них.

196-ФЗ «О Безопасности дорожного движения»

Статья 3 данного документа содержит перечень основных принципов обеспечения БДД, которые должны лечь в основу будущего ПОДД: 

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В пункте 3 статьи 21 говорится о том, что при установке или нанесении запрещающих ТСОДД, введении одностороннего движения, информирование граждан, с объяснением причин данного решения, должно осуществляться не позднее, чем за 20 дней до вступления в силу данных мер.

В качестве источников информации могут выступать сайт органа власти, информационные табло и т.п.

Пункт 2 статьи 22 устанавливает важное предписание: недопустимость изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения.

Статья 31 гласит о том, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Пункт 1 статьи 10 данного закона устанавливает перечень ведомств, ответственных за мониторинг дорожного движения:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, 
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
  • органы местного самоуправления, организации, уполномоченные в области организации дорожного движения.

Пункт 1 статьи 11 определяет перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает эффективную организацию дорожного дорожного движения:

  1. управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, распределение их по времени движения;
  2. повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок;
  3. оптимизация циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление;
  4. согласование (координация) работы светофорных объектов (светофоров) в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения;
  5. развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов;
  6. введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств;
  7. развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог);
  8. введение временных ограничений или прекращения движения транспортных средств.

Статья 18 данного Федерального закона полностью посвящена вопросам ПОДД, то есть является своеобразной “настольной книгой” как при подготовке ТЗ, так и при разработке проектов организации дорожного движения. Поэтому считаем необходимым обратить внимание на установленные в ней положения:

  1. ПОДД разрабатывается как самостоятельный документ, либо с целью реализации КСОДД (или корректировки отдельных их предложений);
  2. Виды ПОДД:
  • На период эксплуатации;
  • На период ограничений или прекращения движения на срок, превышающий сутки;
  • Для движения крупногабаритных ТС.

      3. Внесение изменений в ПОДД на период эксплуатации, либо повторное утверждение должно осуществляться не реже, чем 1 раз в три года.

      4. Согласования и утверждения:

Федеральные автодороги – утверждаются федеральным органом исп. власти, осуществляющим деятельность дорожного хоз-ва, или подведомственной организацией;

Региональные или межмуниципальные автодороги – утверждаются органом гос. власти субъекта, уполномоченным в области ОДД, по согласованию:

  • С федеральным органом исп. власти, осуществляющим деятельность дорожного хоз-ва, или подведомственной организацией (если есть пересечения или примыкания);
  • Организациями, установленными нормативным правовым актом субъекта;

Местные автодороги – утверждаются органом местного самоуправления (или подведомственными организациями), по согласованию:

  • С федеральным органом исп. власти, осуществляющим деятельность дорожного хоз-ва, или подведомственной организацией (если есть пересечения или примыкания);
  • С органом гос. Власти субъекта, уполномоченным в области ОДД (если есть пересечения или примыкания);
  • С органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.
  1. Срок рассмотрения ПОДД после поступления на согласование – не более 30 дней (календарных).

Приказ Минтранса №274

Данный нормативно-правовой акт определяет порядок согласования проектов организации дорожного движения. 

В нем содержится информация о том, кто может направить проект ОДД на согласование: это либо орган, который обязан утвердить ПОДД, либо разработчик проекта (во втором случае рекомендуется соответствующая пометка в ТЗ).

В 274 приказе устанавливается срок рассмотрения ПОДД на период временных ограничений:

  • По ремонту дорог – не более 5 рабочих дней;
  • При проведении аварийно-восстановительных работ – не более 1 календарного дня.

Также документ обозначает повторный срок подачи проекта на согласование – не позднее 30 календарных дней. 

Важно отметить, что внесение в ПОДД изменений, не связанных с замечаниями, не допускается (отсутствие изменений по замечаниям без аргументированной позиции также не допускается).

Помимо этого, в приказе Минтранса №274 содержатся основания для отказа в согласовании. Нужно знать, что в качестве аргументации согласующие органы могут указать несоответствие требованиям:

  • Приказа Минтранса 274;
  • Нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с 443-ФЗ;
  • Документов, включенных в Перечень по стандартизации (Распоряжение от 4 ноября 2017 г. N 2438-р).

В отказе согласования должны быть указаны статья/часть/пункт нормативно-правового акта, который нарушен.

Срок утверждения ПОДД (после получения всех согласований) – не более 30 календарных дней.

Далее, в течение 30 календарных дней ПОДД должен быть направлен оператору АСУ ТК, ГИБДД, уполномоченный орган власти.

Заключение

Знание законов не только позволит вам разработать качественный проект, но и позволит избежать бесконечных правок и десятки кругов согласований. Поэтому мы считаем знание и понимание нормативно-правовой базы отправной точкой для успешной разработки проектов организации дорожного движения.

В следующих лонгридах мы расскажем об особенностях и тонкостях составления ТЗ на разработку ПОДД, а также поделимся опытом организации процесса разработки, эффективной последовательности этапов и правилами оформления проектов.

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. ПС, дом 5

Заказать обратный звонок

Оставьте ваше имя и номер телефона, мы вам перезвоним

Контакты:

Информация:

Телефон и почта

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru

Адрес

197198, Санкт-Петербург,  
Малый пр. ПС, дом 5

Мы в соцсетях

searchenvelopephone-handset
ООО «Дорнадзор»
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram