Несмотря на многолетнюю работу в транспортной сфере, необходимо постоянно актуализировать свои знания, повторять основы, акцентировать внимание на нововведениях и, безусловно, перенимать положительный опыт коллег.
Недавно мы реализовали пилотный проект - провели серию лекций по подготовке и реализации ПОДД для профильных специалистов организации, выступающей заказчиком данной услуги. Коллеги направили нам интересующие их темы, на основе которых был составлен рабочий план и подготовлены соответствующие презентации.
Тематика вопросов касалась нормативно-правовой базы, подготовки и разработки технического задания, а также теории и практического разбора ПОДД. Мы подготовили серию лонгридов, в которых будем постепенно раскрывать обозначенные темы.
И для начала стоит подробнее остановиться на вопросах законодательного регулирования разработки проектов организации дорожного движения.
Любые мероприятия по ОДД (установка знаков, нанесение разметки и пр.) могут быть реализованы только на основании документации по организации дорожного движения, т.е. КСОДД и (или) ПОДД. Более того, они являются обязательными для исполнения, а применение ТСОДД, не предусмотренных документацией по ОДД, недопустимо.
Существуют три основных документа, которые регулируют процесс разработки ПОДД, это:
Далее рассмотрим подробнее важные положения каждого из них.
Статья 3 данного документа содержит перечень основных принципов обеспечения БДД, которые должны лечь в основу будущего ПОДД:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В пункте 3 статьи 21 говорится о том, что при установке или нанесении запрещающих ТСОДД, введении одностороннего движения, информирование граждан, с объяснением причин данного решения, должно осуществляться не позднее, чем за 20 дней до вступления в силу данных мер.
В качестве источников информации могут выступать сайт органа власти, информационные табло и т.п.
Пункт 2 статьи 22 устанавливает важное предписание: недопустимость изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения.
Статья 31 гласит о том, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Пункт 1 статьи 10 данного закона устанавливает перечень ведомств, ответственных за мониторинг дорожного движения:
Пункт 1 статьи 11 определяет перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает эффективную организацию дорожного дорожного движения:
3. Внесение изменений в ПОДД на период эксплуатации, либо повторное утверждение должно осуществляться не реже, чем 1 раз в три года.
4. Согласования и утверждения:
Федеральные автодороги – утверждаются федеральным органом исп. власти, осуществляющим деятельность дорожного хоз-ва, или подведомственной организацией;
Региональные или межмуниципальные автодороги – утверждаются органом гос. власти субъекта, уполномоченным в области ОДД, по согласованию:
Местные автодороги – утверждаются органом местного самоуправления (или подведомственными организациями), по согласованию:
Данный нормативно-правовой акт определяет порядок согласования проектов организации дорожного движения.
В нем содержится информация о том, кто может направить проект ОДД на согласование: это либо орган, который обязан утвердить ПОДД, либо разработчик проекта (во втором случае рекомендуется соответствующая пометка в ТЗ).
В 274 приказе устанавливается срок рассмотрения ПОДД на период временных ограничений:
Также документ обозначает повторный срок подачи проекта на согласование – не позднее 30 календарных дней.
Важно отметить, что внесение в ПОДД изменений, не связанных с замечаниями, не допускается (отсутствие изменений по замечаниям без аргументированной позиции также не допускается).
Помимо этого, в приказе Минтранса №274 содержатся основания для отказа в согласовании. Нужно знать, что в качестве аргументации согласующие органы могут указать несоответствие требованиям:
В отказе согласования должны быть указаны статья/часть/пункт нормативно-правового акта, который нарушен.
Срок утверждения ПОДД (после получения всех согласований) – не более 30 календарных дней.
Далее, в течение 30 календарных дней ПОДД должен быть направлен оператору АСУ ТК, ГИБДД, уполномоченный орган власти.
Знание законов не только позволит вам разработать качественный проект, но и позволит избежать бесконечных правок и десятки кругов согласований. Поэтому мы считаем знание и понимание нормативно-правовой базы отправной точкой для успешной разработки проектов организации дорожного движения.
В следующих лонгридах мы расскажем об особенностях и тонкостях составления ТЗ на разработку ПОДД, а также поделимся опытом организации процесса разработки, эффективной последовательности этапов и правилами оформления проектов.