В 2019 году в России стартовал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Утвержденные протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «БКАД» от 12.08.2019 г. №ИА-63 «Методические рекомендации по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации» стали одним из инструментов реализации целей проекта. Данные рекомендации, на сегодняшний день, являются основной методической базой по разработке документов транспортного планирования и моделирования для субъектов РФ и городских агломераций в их составе.
Также стоит упомянуть вспомогательную, в рамках вышеописанных методических рекомендаций, нормативную документацию, это 274 приказ Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 г. «Об утверждении правил подготовки документации по организации дорожного движения» и постановление Правительства РФ от 25.12.2015 №1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов», которые содержат в себе правила разработки документов транспортного планирования и моделирования для муниципальных образований, а также городских агломераций в составе субъектов РФ.
Мы проанализировали требования действующих нормативов и вспомогательных методических рекомендаций в части разработки и хранения транспортных моделей, выделили основные проблемные моменты и дали предложения по устранению некоторых пробелов и проблем.
Основной целью нашей работы является повышение качества разрабатываемых транспортных моделей и определение условий их хранения.
Действующие нормативы и методические рекомендации имеют ряд допущений, неточностей и пробелов в части разработки, содержания и хранения, которые существенно влияют на качество разрабатываемых моделей и на эффективность итоговых документов транспортного планирования. Зачастую транспортные модели просто не пригодны для решения задач проектов и дальнейшего их использования. Помимо этого, спустя некоторое время после разработки проектов, транспортные модели могут быть утеряны, и где их найти не ответят ни разработчики данных моделей, ни их заказчики в лице органов местного самоуправления или министерств субъектов РФ.
С учетом продления работы национального проекта БКД до 2030 года, мы считаем необходимым внести некоторые уточнения и корректировки в методические рекомендации и связанные с ними нормативы для оптимизации процесса разработки транспортных моделей и повышения качества результатов моделирования.
Чтобы определить перечень проблем существующей системы мы проанализировали следующие нормативные акты и методические рекомендации:
Для анализа проблем существующих методических и нормативных требований, а также для формирования предложений по их устранению и актуализации методик, все требования мы разделили на 4 основные категории:
Анализ проводили на основе практического опыта разработки моделей в рамках документов транспортного планирования, их проверки, согласования и дальнейшего использования. По результатам анализа был определен перечень проблем по каждой из выделенных категорий.
ОТСУТСТВИЕ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ МОДЕЛЕЙ:
Общие требования к транспортным моделям устанавливают определенные границы технического состояния и содержания модели, без которых она не может решать задачи разработки документов транспортного планирования. Общие требования – это одно из самых важных условий достижения качественного результата. Информацией о данных требованиях должны владеть не только разработчики, но и согласующие органы. При этом формат, в котором предоставляются модели, должен быть общедоступен как для заказчика, так и для разработчика без привязки к специализированному программному обеспечению.
НЕДОСТАТКИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ:
В действующих нормативах и методических рекомендациях есть определенное количество пробелов и неточностей. Данные пробелы позволяют некоторым разработчикам упрощать транспортные модели в целях сокращения трудозатрат. Хотя по отдельности данные недостатки в большей или меньшей степени не критичны, но в результате транспортная модель может совершенно неправильно отображать транспортные показатели. Такие отклонения могут проявить себя как при тестировании конкретных предлагаемых мероприятий, так и проектных сценариев в целом.
НЕДОСТАТКИ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМАТУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ:
Большинство заказчиков в лице представителей муниципальных образований или субъектов РФ не имеют программного обеспечения для работы с транспортными моделями. Даже если разработчик предоставит все доказательства работоспособности модели, заказчик не сможет использовать данную модель в дальнейшем как инструмент принятия решений. Данный факт сильно снижает полезность такой транспортной модели. Неофициально уже давно многие заказчики требуют предоставлять файлы транспортных моделей иных расширений, например, шейп-файл shp*.
Помимо этого, на рынке используется далеко не одно программное обеспечение и далеко не все транспортные модели имеют возможность конвертации в разные форматы. Для дальнейшего эффективного использования результатов моделирования необходимо расширять требования к их предоставлению.
НЕДОСТАТКИ ТРЕБОВАНИЙ К ХРАНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ:
Информационная система хранения цифровых данных (мониторинга, моделирования, проектирования, планирования и т.д.) должна являться инструментом хранения и передачи цифровых результатов разработки проектов, а также методическим инструментом управления транспортным комплексом регионов и муниципальных образований. Данный инструмент поможет своевременно актуализировать информацию для всех интересантов, значительно сократить степень допущения при анализе и разработке предложений по усовершенствованию транспортного комплекса.
Помимо всего вышеперечисленного, данный ресурс может быть использован как система прохождения экспертиз и согласований.
На данный момент существует информационно-аналитическая система АСУ ТК, часть функций которой отвечают за передачу и хранение результатов мониторинга, моделирования и т.д. Но требования для её применения были недостаточно проработаны, а также обнаружились некие недостатки или же бюрократические препятствия, которые в итоге повлияли на работоспособность системы. Новый ресурс можно создать как на базе АСУ ТК, с учетом всех проблем и неточностей старой версии, так на базе абсолютно нового продукта, который обязательно должен учитывать опыт предыдущих систем.
К середине 2023 года большинство муниципальных образований и субъектов РФ имеют разработанные транспортные модели. Многие из этих моделей не могут использоваться в дальнейшем, некоторые не были переданы заказчику или вовсе не разработаны, а часть подлежит актуализации по причине давности разработки (многие исходные данные устарели, так как транспортная ситуация изменилась). Лишь небольшой объем транспортных моделей можно считать актуальными и работоспособными.
В существующих реалиях не приходится ожидать утверждения нормативов, обязывающих разрабатывать транспортные модели в строгом им соответствии. Но, расширив и детализировав некоторые разделы действующих нормативов и методик, можно существенно повлиять на качество и полезность транспортных моделей.
На основании проведенного анализа пробелов и недостатков действующей нормативной документации мы составили перечень предложений, направленный на усовершенствование нормативных и методических требований.
Как и в прошлом разделе, предложения разделены на 4 основных категории.
Разрабатываемые транспортные макромодели должны отвечать следующим требованиям:
Описать требования к методике. Определить минимальный необходимый объем транспортных обследований для разных территорий;
Все эти показатели должны быть представлены в разбивке по слоям спроса. Описать методику.
Необходимо установить официальные требования к качеству разработанных транспортных моделей:
Расчет критериев качества должен отображаться в файле модели при помощи инструментов определения статистический информации, а также в пояснительной записке о результатах моделирования с подробным описанием полученных результатов.
9. Требования к графическому оформлению результатов моделирования:
Требования к содержанию и формату (единообразному) предоставления данных разработанной транспортной модели:
А также иные, определенные пользователем атрибуты, содержащие информацию о проектных участках улично-дорожной сети.
4. Шейп-файлы транспортных районов в формате *shp с наличием обязательных заполненных атрибутов:
А также определенные пользователем атрибуты, содержащие информацию о социально-экономических показателях транспортных районов (численность населения, число мест труда, транспортная подвижность, размещение культурно-бытовых и административных объектов и т.д.).
5. Шейп-файлы пунктов остановок общественного транспорта в формате *shp с наличием обязательных заполненных атрибутов;
6. Шейп-файлы вариантов маршрутов общественного транспорта в формате *shp с наличием обязательных заполненных атрибутов:
7. Шейп файлы пунктов остановок общественного транспорта в формате *shp с наличием обязательных заполненных атрибутов;
8. Файл сети в формате *net включающий все таблицы с данными, внесенными в транспортную модель.
Требования к содержанию и формату отчетных материалов с результатами транспортного моделирования
Требования к составу и формату предоставления дополнительной информации о разработанных транспортных моделях:
2. Предложения по созданию информационной системы хранения результатов моделирования, мониторинга и т.д.
Информационная система хранения и управления данными должна быть построена таким образом, чтобы в нее загружалась вся информация, необходимая для принятия решений, в стандартном виде, в единых форматах. В системе должны быть заложены единые регламенты взаимодействия муниципалитетов, субъектов, регулирующих органов, а также организаций, занимающихся разработкой документов транспортного планирования. Система должна являться не только хранилищем данных, но и инструментом согласования и управления.
Мы не проводили методическую оценку объективности существующих методик и критериев моделирования, а попытались определить уязвимые моменты, которые могут влиять на качество разрабатываемых моделей и результаты проектов по транспортному планированию.
На основе проведенного анализа мы предложили решения для заполнения пробелов в существующих нормативах и методических рекомендациях. Их использование существенно повлияет на увеличение усредненных показателей качества транспортных моделей.
Для передовых организаций в сфере моделирования эти критерии не станут открытием, и, тем более, препятствием в разработке моделей и документов транспортного планирования. Для среднестатистических разработчиков данные критерии как минимум станут требованием к усовершенствованию своих моделей, а как максимум выступят мотивацией к развитию. И, безусловно, предлагаемые критерии должны повлиять на отсеивание некомпетентных и малоопытных разработчиков.