К вопросам проектирования и содержания велодорожек в Санкт-Петербурге

Комфортные для жизни города привлекают экономически активное население, улучшают здоровье и повышают продолжительность жизни граждан, обеспечивают безопасность движения всех участников транспортного процесса. Правильно спроектированная велосипедная инфраструктура – это логически связанные части единой системы, ориентированной на безопасность и комфорт передвижения велосипедистов.

Важность наличия качественной велоинфраструктуры продемонстрирована опытом европейских стран – наиболее ярким примером является г. Копенгаген (Дания). Копенгаген, как и Санкт-Петербург, находится в умеренно-морском климате, а среднемесячные температуры этих городов и нормы осадков сопоставимы. Протяженность велодорожек в Копенгагене составляет 400 км на 2015 г (или 35,54 % от всей улично-дорожной сети – 1 125,5 км). Согласно планам администрации, к 2025 году 50% населения будет ездить на работу на велосипеде, в 2010 году количество велосипедистов от общего состава потока составило 35% [1]. Протяжённость велосети в Санкт-Петербурге в 2018 г. составляет 128,6 км (с учетом текущих проведенных государственных закупок на проектно-изыскательские работы), что составляет 3,89 % от всей протяженности улично-дорожной сети (3 302 км) [2]. В настоящее время в Санкт-Петербурге доступны для использования 22 велосипедных маршрута общей протяженностью 89 км.

При проектировании велосети необходимо понимать, что, в отличие от автомобильного транспорта, где все водители проходят подготовку и аттестацию, велосипедом могут пользоваться как подготовленные жители города, так и жители, которые пользуются велосипедом редко или в первый раз. Кроме того, возрастная и физическая составляющая также играет немаловажную роль: находясь в автомобиле, эти аспекты не настолько влияют на характер движения транспортного средства [3].

Основными проблемами устройства велоинфраструктуры Петербурга является повсеместная принадлежность объектов к историческим – так, на Свердловской наб. несколько раз происходит разрыв веломаршрута. Велосипедистам необходимо спешиться и обойти пирс по лестнице, так как на набережной находится исторический объект (Пристань с гротом и сфинксами), и изменять его запрещено. Однако в реальности велосипедистам неудобно нести на себе велосипед по лестнице – для подъема они используют газон. Примечательно, что в нескольких сотнях метрах данная проблема решена – построен пандус.

Данная проблема могла быть решена установкой асфальтированного пандуса, в менее дорогостоящем варианте — установкой рельс и поручней на лестницу.

Логистический аспект перехода одной трассы велодорожки в другую не был учтен полностью – известно, что человек всегда идет кратчайшим путем. Велосипедист в этом плане ничем не отличается от пешехода. Переход с велодорожки на Пискаревском пр. на Свердловскую наб., судя по плану проектировщиков, должен осуществляться спустя 800 м от начала велодорожки по Свердловской наб. В реальности пешеходы и велосипедисты полностью истребили газон в зоне перехода одного маршрута в другой. Важно отметить, что переход должен быть оборудован не в радиусе видимости, а в зоне кратчайшего пути между маршрутами.

Разрывов на самом маршруте также необходимо избегать – искусственное увеличение пути следования провоцирует пользователей дорожной сети нарушать ПДД. Так, на пересечении Пискаревского и Полюстровского пр. демонтирован пешеходный переход, напрямую связывающий велодорожку.

Аналогичная ситуация сложилась на пересечении веломаршрутов по Гренадерскому мосту, Аптекарской наб., наб. реки Карповки, Петроградской наб. – для того, чтобы пересечь Гренадерский мост (согласно ПДД и существующей организации дорожного движения), необходимо преодолеть расстояние в 550 м.

Очевидно, что далеко не все велосипедисты и пешеходы будут следовать указаниям знаков и разметки, если есть возможность сократить путь и вместо 550 м преодолеть 15 м. Данная проблема могла бы решиться установкой светофора вызывного действия, если подразумевается, что интенсивность пешеходов и велосипедистов здесь мала. В целом, в месте пересечения пяти маршрутов необходима глубокая проработка организации дорожного движения, канализирующая все потоки, с увязкой всех проектных решений по каждому веломаршруту.

Поперечный и продольный профили велодорожек на пересечениях с прилегающей территорией должны конструироваться таким образом, чтобы не создавать разгон для велосипеда, провоцируя его на скорости выезжать на проезжую часть. Пересечения должны быть выполнены в одном плоскостном уровне, т.е. необходимо плавнее занижать подход велодорожки к пересечению, а также завышать само место пересечения автотранспорта и велосипеда – поднять его плиткой или иными методами. Такое решение позволит снизить скорость автомобилиста и повысить его внимание при выезде с прилегающей территории, кроме того, обеспечить отток воды с конфликтных зон.

Зауженные к центру занижения бордюрного камня способствуют созданию аварийной ситуации между двумя велосипедистами, движущимися в противоположные стороны. Кроме того, высокие значения уклонов создают трудности для передвижения детей и людей пожилого возраста.

В процессе проектирования также необходимо предотвращать возможные конфликты между пешеходами, велосипедистами и автомобилями. Так, на велодорожке по пр. Луначарского не предусмотрены меры по запрету стоянки транспортных средств. Примечательно, что для выезда на дорогу автомобили движутся по велопешеходной зоне около 100 м, что является недопустимым с точки зрения ПДД и безопасности дорожного движения. Запрет парковки с ликвидацией «пустырей» (установкой малых архитектурных форм, озеленением) мог бы создать привлекательную зону отдыха для жителей.

Обращаясь к вопросам содержания велодорожек, нередки случаи самозахвата территории велодорожек торговыми павильонами, либо установки на велодорожках каких-либо препятствий для запрета движения по ней автомобилей. Данная проблема должна решаться в комплексе не только сотрудниками Центра управления парковками, Комитетом по благоустройству, ГИБДД, но и Комитетом имущественных отношений, чтобы максимально оперативно демонтировать создаваемые препятствия. Кроме того, в техническом задании по проектированию велодорожек необходимо указывать необходимость увязки проектных решений с Комитетом по имущественным отношениям, так как необходимо вносить изменения в схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с трассировкой велодорожки или велополосы. Для формирования комфортной городской среды необходимо учитывать допущенные ошибки при внедрении существующих маршрутов, а также опираться на опыт зарубежных городов.

Выводы:

— натурные обследования транспортной обстановки должны производиться непосредственно проектной группой – только находясь на объекте проектирования, можно понять, как и где движутся пешеходы, велосипедисты и транспортные средства, выявить типичные нарушения ПДД, определить первопричину и предложить пути решения по устранению аварийных ситуаций;

— проектные решения должны обеспечивать кратчайшие связи между путями следования, при этом учитывать потребности маломобильных групп населения;

— принудительные изменения естественного движения пешеходов и велосипедистов в пользу автотранспорта приводят к нарушениям ПДД, а устанавливаемые ограждения (и иные барьеры) сигнализируют о несовершенствах организации дорожного движения на рассматриваемом участке улично-дорожной сети.

Литература

  1. Good, Better, Best – The City of Copenhagen’s Bicycle Strategy 2011—2025 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cycling-embassy.dk/2012/01/20/good-better-best-the-city-of-copenhagens-bicycle-strategy-2011—2025/
  2. О велодорожках [Электронный ресурс]. URL: http://gcup.spb.ru/velodorozhki/o-velodorozhkah/
  3. Велосипед, здоровье и безопасность [Электронный ресурс]. URL: https://transspot.ru/2017/07/04/velosiped-zdorove-i-bezopasnost/
  4. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
  5. Проектирование городских велодорожек / Коллектив авторов NACTO; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 256 с
+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. ПС, дом 5

Заказать обратный звонок

Оставьте ваше имя и номер телефона, мы вам перезвоним
  • United States+1
  • Afghanistan (‫افغانستان‬‎)+93
  • Albania (Shqipëri)+355
  • Algeria (‫الجزائر‬‎)+213
  • American Samoa+1684
  • Andorra+376
  • Angola+244
  • Anguilla+1264
  • Antigua and Barbuda+1268
  • Argentina+54
  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Aruba+297
  • Australia+61
  • Austria (Österreich)+43
  • Azerbaijan (Azərbaycan)+994
  • Bahamas+1242
  • Bahrain (‫البحرين‬‎)+973
  • Bangladesh (বাংলাদেশ)+880
  • Barbados+1246
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Belgium (België)+32
  • Belize+501
  • Benin (Bénin)+229
  • Bermuda+1441
  • Bhutan (འབྲུག)+975
  • Bolivia+591
  • Bosnia and Herzegovina (Босна и Херцеговина)+387
  • Botswana+267
  • Brazil (Brasil)+55
  • British Indian Ocean Territory+246
  • British Virgin Islands+1284
  • Brunei+673
  • Bulgaria (България)+359
  • Burkina Faso+226
  • Burundi (Uburundi)+257
  • Cambodia (កម្ពុជា)+855
  • Cameroon (Cameroun)+237
  • Canada+1
  • Cape Verde (Kabu Verdi)+238
  • Caribbean Netherlands+599
  • Cayman Islands+1345
  • Central African Republic (République centrafricaine)+236
  • Chad (Tchad)+235
  • Chile+56
  • China (中国)+86
  • Christmas Island+61
  • Cocos (Keeling) Islands+61
  • Colombia+57
  • Comoros (‫جزر القمر‬‎)+269
  • Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)+243
  • Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)+242
  • Cook Islands+682
  • Costa Rica+506
  • Côte d’Ivoire+225
  • Croatia (Hrvatska)+385
  • Cuba+53
  • Curaçao+599
  • Cyprus (Κύπρος)+357
  • Czech Republic (Česká republika)+420
  • Denmark (Danmark)+45
  • Djibouti+253
  • Dominica+1767
  • Dominican Republic (República Dominicana)+1
  • Ecuador+593
  • Egypt (‫مصر‬‎)+20
  • El Salvador+503
  • Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)+240
  • Eritrea+291
  • Estonia (Eesti)+372
  • Ethiopia+251
  • Falkland Islands (Islas Malvinas)+500
  • Faroe Islands (Føroyar)+298
  • Fiji+679
  • Finland (Suomi)+358
  • France+33
  • French Guiana (Guyane française)+594
  • French Polynesia (Polynésie française)+689
  • Gabon+241
  • Gambia+220
  • Georgia (საქართველო)+995
  • Germany (Deutschland)+49
  • Ghana (Gaana)+233
  • Gibraltar+350
  • Greece (Ελλάδα)+30
  • Greenland (Kalaallit Nunaat)+299
  • Grenada+1473
  • Guadeloupe+590
  • Guam+1671
  • Guatemala+502
  • Guernsey+44
  • Guinea (Guinée)+224
  • Guinea-Bissau (Guiné Bissau)+245
  • Guyana+592
  • Haiti+509
  • Honduras+504
  • Hong Kong (香港)+852
  • Hungary (Magyarország)+36
  • Iceland (Ísland)+354
  • India (भारत)+91
  • Indonesia+62
  • Iran (‫ایران‬‎)+98
  • Iraq (‫العراق‬‎)+964
  • Ireland+353
  • Isle of Man+44
  • Israel (‫ישראל‬‎)+972
  • Italy (Italia)+39
  • Jamaica+1876
  • Japan (日本)+81
  • Jersey+44
  • Jordan (‫الأردن‬‎)+962
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kenya+254
  • Kiribati+686
  • Kosovo+383
  • Kuwait (‫الكويت‬‎)+965
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Laos (ລາວ)+856
  • Latvia (Latvija)+371
  • Lebanon (‫لبنان‬‎)+961
  • Lesotho+266
  • Liberia+231
  • Libya (‫ليبيا‬‎)+218
  • Liechtenstein+423
  • Lithuania (Lietuva)+370
  • Luxembourg+352
  • Macau (澳門)+853
  • Macedonia (FYROM) (Македонија)+389
  • Madagascar (Madagasikara)+261
  • Malawi+265
  • Malaysia+60
  • Maldives+960
  • Mali+223
  • Malta+356
  • Marshall Islands+692
  • Martinique+596
  • Mauritania (‫موريتانيا‬‎)+222
  • Mauritius (Moris)+230
  • Mayotte+262
  • Mexico (México)+52
  • Micronesia+691
  • Moldova (Republica Moldova)+373
  • Monaco+377
  • Mongolia (Монгол)+976
  • Montenegro (Crna Gora)+382
  • Montserrat+1664
  • Morocco (‫المغرب‬‎)+212
  • Mozambique (Moçambique)+258
  • Myanmar (Burma) (မြန်မာ)+95
  • Namibia (Namibië)+264
  • Nauru+674
  • Nepal (नेपाल)+977
  • Netherlands (Nederland)+31
  • New Caledonia (Nouvelle-Calédonie)+687
  • New Zealand+64
  • Nicaragua+505
  • Niger (Nijar)+227
  • Nigeria+234
  • Niue+683
  • Norfolk Island+672
  • North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)+850
  • Northern Mariana Islands+1670
  • Norway (Norge)+47
  • Oman (‫عُمان‬‎)+968
  • Pakistan (‫پاکستان‬‎)+92
  • Palau+680
  • Palestine (‫فلسطين‬‎)+970
  • Panama (Panamá)+507
  • Papua New Guinea+675
  • Paraguay+595
  • Peru (Perú)+51
  • Philippines+63
  • Poland (Polska)+48
  • Portugal+351
  • Puerto Rico+1
  • Qatar (‫قطر‬‎)+974
  • Réunion (La Réunion)+262
  • Romania (România)+40
  • Russia (Россия)+7
  • Rwanda+250
  • Saint Barthélemy (Saint-Barthélemy)+590
  • Saint Helena+290
  • Saint Kitts and Nevis+1869
  • Saint Lucia+1758
  • Saint Martin (Saint-Martin (partie française))+590
  • Saint Pierre and Miquelon (Saint-Pierre-et-Miquelon)+508
  • Saint Vincent and the Grenadines+1784
  • Samoa+685
  • San Marino+378
  • São Tomé and Príncipe (São Tomé e Príncipe)+239
  • Saudi Arabia (‫المملكة العربية السعودية‬‎)+966
  • Senegal (Sénégal)+221
  • Serbia (Србија)+381
  • Seychelles+248
  • Sierra Leone+232
  • Singapore+65
  • Sint Maarten+1721
  • Slovakia (Slovensko)+421
  • Slovenia (Slovenija)+386
  • Solomon Islands+677
  • Somalia (Soomaaliya)+252
  • South Africa+27
  • South Korea (대한민국)+82
  • South Sudan (‫جنوب السودان‬‎)+211
  • Spain (España)+34
  • Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)+94
  • Sudan (‫السودان‬‎)+249
  • Suriname+597
  • Svalbard and Jan Mayen+47
  • Swaziland+268
  • Sweden (Sverige)+46
  • Switzerland (Schweiz)+41
  • Syria (‫سوريا‬‎)+963
  • Taiwan (台灣)+886
  • Tajikistan+992
  • Tanzania+255
  • Thailand (ไทย)+66
  • Timor-Leste+670
  • Togo+228
  • Tokelau+690
  • Tonga+676
  • Trinidad and Tobago+1868
  • Tunisia (‫تونس‬‎)+216
  • Turkey (Türkiye)+90
  • Turkmenistan+993
  • Turks and Caicos Islands+1649
  • Tuvalu+688
  • U.S. Virgin Islands+1340
  • Uganda+256
  • Ukraine (Україна)+380
  • United Arab Emirates (‫الإمارات العربية المتحدة‬‎)+971
  • United Kingdom+44
  • United States+1
  • Uruguay+598
  • Uzbekistan (Oʻzbekiston)+998
  • Vanuatu+678
  • Vatican City (Città del Vaticano)+39
  • Venezuela+58
  • Vietnam (Việt Nam)+84
  • Wallis and Futuna+681
  • Western Sahara (‫الصحراء الغربية‬‎)+212
  • Yemen (‫اليمن‬‎)+967
  • Zambia+260
  • Zimbabwe+263
  • Åland Islands+358

Контакты:

Информация:

Телефон и почта

+7 (812) 456-72-36
sales@dornadzor-sz.ru

Адрес

197198, Санкт-Петербург,  
Малый пр. ПС, дом 5

Мы в соцсетях

searchenvelopephone-handset
EN
ООО «Дорнадзор»
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram

Дорнадзор на связи, чем мы можем Вам помочь?

18:16