Аварийность на дорогах: новые методы анализа

31.01.2019

В России автомобильный транспорт продолжает оставаться самой распространённой внешней причиной смерти людей. С 2015 года было зафиксировано 628 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими и 73 тысячи погибших [1]. При этом, экономические потери от аварий превышают 300 млрд рублей в год [2].

C 2012 года количество ДТП с пострадавшими плавно снижается, так же как и число погибших и раненных. По числу погибших на 100 тысяч жителей Россия практически сравнялась с США – 13,0 и 12,3 соответственно. Важно сохранить этот тренд в условиях роста автомобилизации, старения автопарка, развития общественного транспорта и мобильных сервисов.

Проблема повышения безопасности дорожного движения (БДД) решается на федеральном уровне: разрабатываются соответствующие программы, нормативная и проектная документация. Причины ДТП рассматриваются на уровне города в комплексных схемах организации дорожного движения (КСОДД), для каждой улицы или дороги в проектах ОДД, на аварийно-опасных участках при аудите мест концентрации ДТП.

Последний вид работ предполагает наиболее глубокий анализ. Обследуются геометрические параметры участка дороги, характеристики покрытия (прочность, ровность, сцепление), элементы обустройства. На основе этих показателей предлагаются мероприятия, рассчитывается риск совершения ДТП в будущем и определяется экономическая эффективность решений. Однако аудит производится лишь для очагов аварийности, определяемых как «участок дороги не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте где в течение года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди». [3]

На наш взгляд необходимо проводить полноценный аудит БДД для всех автодорог. В некоторых случаях совмещение этой работы с разработкой ПОДД ускорит реализацию необходимых мероприятий. При разработке КСОДД также необходимо рассматривать аварийность с учётом рекомендаций по аудиту БДД [4].

Для этих целей нами был разработан модуль интеграции с базой данных Госавтоинспекции, который обрабатывает данные по ДТП – с координатной привязкой, информацией об условиях совершения, участниках и последствиях. В состав модуля входит NoSQL база данных, информация из которой загружается в сетевую геоинформационную систему (Веб-ГИС). Веб-ГИС позволяет проводить топографический анализ в различном масштабе, а его атрибутивная информация – качественный и количественный анализ ДТП. В настоящей статье будет продемонстрирована возможность использования этих инструментов для интерпретации статистических данных по Российской Федерации за 2015—2018 годы.

Между числом транспортных средств и количеством ДТП наблюдается прямая зависимость. Соответственно, плотность населения влияет на вероятность совершения аварии.  Для определения отношения числа происшествий к числу жителей в Веб-ГИС были интегрированы данные с участковых избирательных комиссий [5]]. Пространственный анализ показал возрастание вероятности ДТП на одно транспортное средство на территориях с более низкой плотностью населения. Всего вне населённых пунктов произошло 28% происшествий.

Самые распространённые типы ДТП – это столкновения (42%) и наезды на пешеходов (30%). На опрокидывание и наезд на препятствие приходится по 8% случаев, а на остальные типы по 3-4%. Такое распределение сохраняется на протяжении последних 4 лет. Выявление факторов, влияющих на риск возникновения ДТП позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить причины происшествий. Эффективные меры по снижению числа и тяжести аварий могут быть на всех уровнях – от того что дорожный рабочий надевает светоотражающую жилетку при работе на автодороге до установки систем обеспечения активной и пассивной безопасности автомобиля.

ДТП происходят по многим причинам, среди которых есть как технические, так и человеческий фактор. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или из-за технической неисправности автомобиля. Существуют также суточные, недельные и годовые колебания аварийности. Они определяются главным образом интенсивностью движения.

Основная причина ДТП в России – это поведение водителей (63% случаев). Среди их основных нарушений: нарушение правил проезда перекрестков (20%); превышение скорости, в том числе несоответствие скорости условиям (18%); выезд на встречную полосу (11%) и нарушения на пешеходных переходах (10%). В 13% случаев причиной является поведение пешехода. Остальные 25% приходятся на технические факторы.

Формированию участков концентрации ДТП способствуют: низкий технический уровень дороги, неудовлетворительное эксплуатационное состояние либо недостаточное содержание. Транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети является сопутствующим фактором более чем в трети всех происшествий. Для отдельных типов ДТП этот уровень еще выше — 48% наездов на пешеходов, 38% наездов на велосипедистов и на препятствие. Учитывая абсолютные значения числа пострадавших, необходимо уделять особое внимание обустройству пешеходных переходов и иных мест повышенного риска.

В распределении ДТП по значению автодорог 47% происшествий с пострадавшими приходится на местные дороги, а 29% на региональные. С учётом их общей протяжённости, показатели по числу аварий на 1000 км близки – 205 и 224 соответственно. Автодороги федерального значения, на которых происходит 21% ДТП, выделяются – 1583 происшествий на 1000 км. Кроме того, на них приходится более трети всех погибших. С учётом финансирования федеральных трасс, этот показатель особенно привлекает внимание: на 3,5% самых обустроенных автодорог приходится 35% погибших в ДТП.

Превышение удельной аварийности в 8 раз и смертности в 10 раз объясняется более высокой интенсивностью движения, которая нивелирует лучшее содержание дорог. Удельный вес таких типов ДТП как «опрокидывание» и «съезд с дороги» на федеральных трассах на 60% ниже чем на региональных и местных, что косвенно подтверждает их более качественное обустройство. Необходимо производить реконструкцию наиболее загруженных участков, разделять встречные потоки, ведь именно столкновения являются причиной гибели в 60% случаев.

Водители со стажем от 1 до 11 лет попадают в наибольшее количество ДТП с пострадавшими. Это вызвано не отсутствием опыта, а двумя другими факторами: демографическими особенностями и ростом автомобилизации. Первый состоит в том что 10-12 лет назад права начали получать представители самого многочисленного поколения второй половины 1980х гг. Именно они сегодня составляют значительную долю водителей. Второй определяется резким увеличением автопарка в середине нулевых годов. Для водителей со стажем до 20 лет пострадавших меньше в полтора-два раза, а в самой опытной когорте – от 21 года – число аварий плавно снижается вместе с количеством водителей.

ДТП практически всегда происходят по вине их участников. Повышение уровня содержания и обустройства автодороги провоцирует водителей на увеличение скорости и другие нарушения, что увеличивает риск происшествий. Необходимо развивать автодорожную сеть и одновременно воздействовать на поведение участников дорожного движения, в том числе адекватно регулировать скоростной режим, чтобы у водителя сложилось доверие к вводимым ограничениям. В перспективе внедрение беспилотных автомобилей сократит влияние человеческого фактора, а значит число и тяжесть дорожных происшествий уменьшится. В ожидании этих перемен желаем всем доброго пути!

Литература

1. http://stat.gibdd.ru

2. Расчёт по ОДМ 218.4.004-2009 «Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог».

3. ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ».

4. ОДМ  218.6.027-2017 «Рекомендации по проведению аудита безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог».

5. http://izbirkom.ru/region/izbirkom

Материал взят из источника:

Атаев П. Г., Геллер Р. М. Аварийность на дорогах: новые методы анализа// Дорожная Держава. 2018. №86. С. 80-82.


Все партнеры

партнёры