Современные методы размещения объектов дорожного сервиса

02.09.2018

Как известно, сфера объектов дорожного сервиса (ОДС) в нашей стране стремительно развивается с 1990-х годов. Высокая скорость данного процесса и слабое регулирование привели к достаточно хаотичному расположению ОДС на большинстве автодорог. Этот факт определяет несколько категорий проблем: пространственные – месторасположение и частота размещения ОДС, качественные – разнообразие и качественный уровень ОДС, проблемы безопасности дорожного движения и проблемы правового оформления.

Решение всех обозначенных проблем сводится к регулированию и планированию системы ОДС. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, как наиболее значимые и интенсивно используемые, нуждаются в первую очередь в упорядочивании данных объектов. Концепция развития объектов дорожного сервиса, разработанная в 2014 году, предлагает общие подходы к построению качественной системы ОДС, которые требуют дальнейшего уточнения.  Объекты сервиса и съезды к ним должны, прежде всего, отвечать нормативным требованиям, соответствовать геометрическим параметрам и техническим характеристикам автодорог, а также удовлетворять потребности участников дорожного движения.

Среди совокупности условий, влияющих на выбор площадки для размещения ОДС, можно выделить несколько групп:

  • Нормативные факторы. Основным регулирующим документом является ГОСТ33062-2014 «Требования к размещению объектов дорожного сервиса» содержащий нормы обеспеченности ОДС.
  • Административные факторы. Размещение ОДС желательно вне населённых пунктов, что обусловлено санитарно-защитными зонами от АЗС и СТО (п. 4.4. СанПиН 2.2.½.1.1.1200-03), а также тем, что объекты расположенные в населённых пунктах имеют назначение обслуживать, прежде всего, эти поселения, что приводит к увеличению числа съездов, создаёт помехи для движения и увеличивает аварийность.
  • Следующая группа факторов – географические, прежде всего орография и гидрография. Орография (показатель крутизны склона) определяет сложность инженерной подготовки территории для строительства объекта, а ст. 65, п. 15 Водного кодекса прямо запрещает размещение некоторых видов ОДС (АЗС, СТО) в пределах водоохранных зон.
  • Транспортные факторы: интенсивность движения на участке и параметры автодороги являются ключевыми показателями, влияющими на рациональность размещения ОДС.
  • Экономические факторы: расположение ОДС относительно друг друга и их взаимное влияние через зону тяготения определяет перспективою посещаемость и окупаемость объекта.

Для проведения пространственного анализа оптимальным является использование геоинформационных систем (ГИС), дифференцирующих территорию по заданному набору признаков. Инструментарий Esri ArcGIS позволяет создать модель системы автодорог и, по мере наполнения базы данных атрибутивной информацией, определять оптимальные места расположения перспективных объектов. В ГИС-модели могут быть выделены зоны, размещение съездов в которых противоречит законодательной базе; зоны с недопустимыми уклонами, буферные зоны от речной сети; территория дифференцирована в соответствии с административными и кадастровыми границами; буферы от существующих объектов данного типа объекта и другие зоны.

На сети автодорог федерального значения Ленинградской области сосредоточено 650 ОДС, это 5,5% от их числа в РФ. Анализ пространственного размещения показал не совершенность системы ОДС, которая сформирована бессистемно и требует упорядочивания. На автодорогах ЛО наибольшее число предприятий торговли (206 штук), второе место занимают АЗС (183 шт.), за ними следуют пункты питания, площадки отдыха, станции технического осмотра (СТО), мотели и кемпинги, автомойки. При этом, такие объекты, как АЗС, пункты питания, площадки отдыха и СТО распределены более равномерно по всем участкам дорог, а предприятия торговли, мотели, кемпинги и автомойки расположены неупорядоченно. Это объясняется тем, что первая группа объектов является необходимой для удовлетворения базовых потребностей участников движения – топливо, питание, отдых, ремонт. Павильоны страховых услуг, предлагающие услуги по оформлению «зеленой карты» находятся лишь на дорогах, ведущих к границам РФ. Анализ данных построенной модели показал, что наименее обеспеченными объектами сервиса являются участки дорог с низкой интенсивностью движения – Р-21 на участке от 150 километра, А-114, А-120, участки нового строительства на А-121, А-181 и А-180 подъезд к Усть-Луге, а также А-118. На этих участках в первую очередь требуется планирование размещения объектов сервиса.

Для комплексного решения задачи размещения ОДС, в том числе на участках нового строительства и реконструкции, может быть использована методика с использованием среды ArcGIS. Эта методика отработана на автодороге А-180 «Нарва» подъезд к Морскому торговому порту Усть-Луга. Данная автодорога включает в себя старый и новый ход, которые частично совпадают, а также «подъезд к н.п. Лужицы» длинной 7 км. Старый ход проходит через населённые пункты и является автодорогой III категории. Новая часть проходит вне населённых пунктов и является до 40ого километра автодорогой IВ категории, а с 40ого по 53ий км II категории. На сегодняшний день на старом ходу А-180 располагается 7 объектов сервиса. Все эти объекты, кроме одной АЗС, характеризует близость к порту Усть-Луга и их расположение в границах населённых пунктов. Подобное размещение и тип объектов позволяет сделать вывод о том, что эти объекты ориентированы в большей степени на обслуживание жителей данных населённых пунктов и сотрудников порта. На новом ходу А-180 расположены всего 4 объекта – одна АЗС, 2 площадки отдыха и пункт общественного питания, который располагается с нарушением ГОСТ Р 52398-2005 – съезд к нему производится с полосы разгона. Это количество не отвечает нормативным требованиям и потребностям пользователей автодороги и позволяет сделать вывод о резком дефиците ОДС на всём протяжении А-180 «Нарва» подъезд к МТП Усть-Луга.

По перечисленным в начале статьи пунктам был осуществлён многофакторный анализ территории, с использованием инструментов ArcGIS. В модели были исключены территории вдоль автодороги, не отвечающие нормативным требованиям к расстоянию между съездами (для IВ категории это 600 м), затем исключены участки, попадающие в водоохранные зоны и территории с уклоном более 5%. Далее, территория была рассмотрена с точки зрения возможности размещения ОДС на конкретных земельных участках либо кадастровых кварталах. В результате были выбраны 7 земельных участков с категорией земли и видом разрешённого использования, предполагающими возможность размещения на них объектов сервиса. С учётом размещения существующих ОДС и нормативных требований были исключены ещё 2 площадки.

На выбранных территориях было предложено такое размещение объектов сервиса, которое в максимальное степени учитывает специфику автодороги А-180, перспективную интенсивность движения и расположение существующих ОДС: две АЗС (по адресам 38 км + 800 м слева и 30 + 300 справа); две МФЗ включающие: АЗС, СТО, пункт питания и зону отдыха (по адресам 8 + 300 справа и на подъезде к Лужицам 2 + 400 слева); одна МФЗ с автозаправочной станцией, мотелем, пунктом питания и зоной отдыха на 37 км + 200 м справа.

Представленная методика обоснования размещения ОДС средствами ArcGIS была отработана также на участках А-121 и А-118 и может быть рекомендована для подобных автодорог.

Материал взят из источника:

Атаев П. Г. Современные методы размещения объектов дорожного сервиса// В пути. 2018. № 6-7. С. 12-14.


Все партнеры

партнёры